ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»

Страница Беспаловой А.В.

   Беспалова Александра Васильевна
учитель истории и обществознания МАОУ «МСОШ № 16»   

Когда ты молод и работаешь в старших классах, ребята часто задают один и тот же вопрос: «А почему вы работаете учителем?». Думаю, каждому педагогу в своей работе приходится отвечать на этот вопрос заданный публично или задаваемый самому себе, ни один раз. Формулировки ответа могут меняться, но суть остается.
     В тот раз я ответила, что у меня были хорошие учителя. Мы видели и ценили их труд, душу, которую они вкладывали в нас. Со времени моего школьного обучения осталось осознание важности и ценности труда школьных учителей. Я работаю в той же школе, где и училась. Но вернулась сюда не сразу. Для начала мне необходимо было самой «подрасти», состояться как учителю, чтобы вернуться в родные стены уже коллегой.
    Но не только уважение к своим учителям, их пример привели меня в школу. Мне интересно. Интерес – важнейший стимул в любой деятельности. В своих учениках мы стремимся зажечь интерес к предмету. Интерес ученика рождается в ответ на интерес учителя к его предмету и к личности самого ученика. Образование тесно связано с воспитанием. И воспитание это двусторонний процесс: учитель обучает и воспитывает учеников, а ученики – учителя. Наверное, я работала первый год и у меня были пятые классы. После института первый год труден. Не хватает практики, опыта, много знаний, а времени на урок так мало. Учителю важно поставить себя, выстроить отношения с классами, поэтому позволить вольностей он никому не может. Класс был не простой. А дело было перед днем учителя. Мальчишка на последней парте хулиганистый, вертлявый никак не хочет работать на уроке. Нет, он не разговаривает, не отвлекает от урока, но сам не работает. Сидит и занимается своим делом (что-то вырезает). Конечно, пропустить это учитель не мог. Ножницы были отобраны, было записано замечание в дневник. Все приведено в рабочие состояние. Урок закончился и ко мне подошел этот мальчик. Он поздравил меня с наступающим днем учителя и подарил сердечко, вырезанное  из бумаги, краешек которого был чуть надорван (ведь я отобрала ножницы, и до конца вырезать он не успел). Мне было так стыдно. Но тогда я тоже получила урок, урок понимания, уважения, осознание того, что знания – это еще не все. Как у В. Распутина в «уроках французского»: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - а то такой сделаешься букой и бякой, что живым людям  скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя в серьез, понимать, что он может научить совсем немногому».  Я до сих пор благодарна этому мальчишке.
       Сегодня образование – это непрерывный процесс, в ходе которого человек получает не только конкретные знания, необходимые для решения узких задач. Образование предполагает саморазвитие, самосовершенствование. В ходе образовательного процесса мы получаем опыт, который невозможно обменять, растратить. Опыт остается с человеком и формирует неповторимое своеобразие его личности.
    Учитель помогает становлению личности ребенка. Его адаптации в мире. Многие сегодня обвиняют школу в консерватизме, авторитаризме. Школьные знания не отвечают современным реалиям, дети выходят неподготовленными и т.д. Передача знаний и опыта – это процесс консервативный. Более того многие новшества не так полезны, как это представляется первоначально, поэтому школа вбирает в себя новое медленно, тем самым поддерживая преемственность. А авторитарность. Одни скажут, что ее слишком много, другие, наоборот, сетуют, что вот в их время… По моему глубокому убеждению учитель не должен подавлять личность ученика.  Необходимо уважать незнание ребенка, его ошибки, тайны, переживания. Мы не идеалы. Ученики не должны полностью повторять наш путь. Они должны идти по своему пути, а наша задача – помочь им не потеряться, не сбиться с их индивидуальной дороги. И в этом плане педагог – это действительно «идущий рядом».
       Так почему же я работаю учителем?
       Мне это интересно. Я считаю, что это важная и нужная работа. От нее сегодня зависит то, каким будет не только мое личное будущее, будущее моих учеников, но и в целом будущее нашего общества, страны. Моя работа дает огромное пространство для творчества, самовыражения, сотрудничества с разными людьми. Она учит терпению, пониманию, уважению. Ты отдаешь ей много сил и времени, но и получаешь тоже много. Надеюсь, что интерес у меня и у моих учеников к моим предметам взаимный.
А.В. Беспалова

Моя методическая копилка